Выборы без «Голоса»?

4398-picture
27 ноября 2011 г.
Текст: Людмила Васина, Анастасия Кириленко

Ассоциация «Голос», наблюдающая за выборами, подверглась массированной пропагандистской атаке. Сразу в нескольких изданиях появились направленные против правозащитников публикации. Среди них – официозная «Российская газета», Infox.ru, инетернет-газета «Взгляд».

Несколько часов назад во время пресс-конференции, в которой участвовала руководитель ассоциации «Голос» Лидия Шибанова, в офис «Голоса» неожиданно ворвалась съемочная группа НТВ. Сотрудники ассоциации заявили, что уже несколько раз за последние дни давали интервью этой телекомпании и отказались разговаривать с непрошенными гостями. Однако те проявляли настойчивость.

Сотрудники «Голоса» записали конфликтную сцену на видео и тут же выложили в интернет. Человек, который повторяет на видео, многократно повторяет фразу «НТВ — сурковская пропаганда» — один из руководителей «Голоса» Григорий Мельконьянц. Блогеры уже оценили его линию поведения как абсолютно грамотную. Он не оставил телевизионщикам шанса использовать отснятое, смонтировав его в соответствии со своим замыслом.

«На наши трениги не только вваливаются телевизионные группы, но подсаживаются «подсадные утки», — рассказал корреспонденту Радио Свобода Григорий Мельконьянц. — Они очевидно, расскажут, что прошли у нас тренинг, а как передадут его содержание — неизвестно. Ведут себя очень нагло, по-хамски, пытаясь дискредитировать нашу независимую организацию. Наших координаторов на некие встречи вызывают сотрудники ФСБ.

Когда некие группы приходят на наши тренинги, мы очень беспокоимся за безопасность наших корреспондентов: неизвестно, как, засняв их лица и получив их списки, как с ними дальше будут работать. А это и студентыи люди, работающие в разных организациях. Мешает и то, что за полчаса до тренинга, несмотря на подписанный договор об аренде нам в аренде отказывают, объясняя это прорыром труб и тому подобное. Так было в Самаре и Рязани буквально накануне. Все это — кампания по противодействию независимому наблюдению на выборах — вся эта кампания в прокремлевских СМИ. Я говорил про Суркова, не имея в виду его лично, а политтехнологов, начавших на нас атаку, — сказал Григорий Мельконьянц.

У сотрудников «Голоса» есть основания полагать, что НТВ готовит против них провокацию. «Вероятно, речь идет о широкомасштабной провокации в ходе подготовки к выборам, имеющей целью информационную атаку на тех, кто проводит независимое наблюдение за выборами и борется с фальсификациями», – говорится в письме, присланном «Газете.Ru» руководителем аналитического отдела ассоциации «Голос» Александром Кыневым.

Заявление было сделано после того, как в субботу 26 ноября на тренинг ассоциации «Голос», который проводился в Независимом пресс-центре в Москве, пришли четверо молодых людей с видеокамерами, по словам Кынева, представившихся корреспондентами телеканала НТВ.
Корреспонденты, по словам Кынева, задавали «провокационные вопросы» о том, почему «Голос» «работает на организации, якобы связанные с ЦРУ».

Съемки телекомпания НТВ проводила не только в Москве, но и в Барнауле, где 24 ноября в региональном офисе ассоциации «Голос» сотрудники правоохранительных органов произвели обыск, говорится в блоге координатора ассоциации «Голос» в Алтайском крае Сергея Андреева.

А 26 ноября правительственная «Российская газета» опубликовала материал под названием «Голос денег». Заметка была подписана неким Иваном Травкиным. Найти человека с такой фамилией по телефонам редакции Радио Свобода не удалось. Как утверждают наши источники, корреспондент Иван Травкин в «Российской газете» не работает.

В материале, опубликованном в «РГ», в частности, говорится:

«Ассоциация некоммерческих организаций "В защиту прав избирателей «Голос», как легко может каждый увидеть в интернете, превратила процесс наблюдения за избирательной кампанией и ходом голосования в день выборов в свой заработок.

«Голос» плохо слышен между выборами, но буквально возрождается каждый раз к старту очередной предвыборной кампании, регионального или федерального уровня, засыпая приглашениями на свои мероприятия. А к концу очередной пресс-конференции руководство «Голоса» щедро раздает свеженапечатанные, еще пахнущие типографией «визитки». Вас приглашают заходить еще, звонить, опять снабжают новым номером мобильника явно одной из последних моделей. Казалось бы, мелочи, но из таких деталей незаметно складывается ощущение хорошо отлаженного коммерческого предприятия со стабильным доходом. Даже кризис, больно ударивший по многим пиарщикам и находчивым знатокам общественного мнения, не сказался на респектабельности структуры, продолжающей «голосить» два раза в год, в дни осеннего и весеннего голосования в регионах".

И далее:

«Среди партнеров «Голоса» называют такие структуры из США, как Агентство по международному развитию (USAID), Национальный фонд за демократию (NED), Национальный демократический институт (NDI). Более того, в организации не скрывают, что существуют на деньги, приходящие из-за рубежа".

Интересно, что в нескольких материалах в качестве комментатора выступает один и тот же человек — бывший главный редактор «Известий», а ныне — член Общественной палаты Владимир Мамонтов.

На вопросы корреспондента РС ответила исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова:

- В публикациях СМИ вас обвиняют в налоговых нарушениях. Вы ожидаете официальных обращений в прокуратуру по этому поводу?

- Я бы сказала так, что у нас очень сложное законодательство. Мы получаем международную помощь. И эта международная помощь у нас трактуется очень своеобразно. Там очень много нюансов, благодаря которым есть возможность «наехать». И это может случиться, увы.

- Как вы думаете, дадут ли вам довести наблюдение за выборами до конца?

- У меня такое ощущение, что если бы власти смогли бы нас не пустить на участки, они бы это сделали. Вся эта травля в прессе, по-моему, связана с тем, что власти просто не знают, как нас не пустить на участки. Это от бессилия. Уверена, все равно придется пустить. С другой стороны, своими действиями они делают нам рекламу.

Радио Свобода